January 25, 2012

გ. ვ. ვეიდენბაუმმა წააქეზა და ეს ბეჩავებიც აყვნენ...


რომანოვების ჩინოვნიკმა გ. ვ. ვეიდენბაუმმა თავის წიგნში - "კავკასიის გზამკვლევი" //ტფილისი1916, გვ.165// წააქეზა სომხები ქართველებს ეცითო. მან განაცხადა, რომ 

ტფილისი ეთნოგრაფიული თვალსაზრისით არის და როგორც ჩანს ძველთაგანვე სომხური იყოო. ს. კარაპეტიანმაც ვერ მოითმინა და ბანი მისცა. თავის წიგნში "ტფილისის მერები" მან დასჭექა, რომ თითქმის 8 საუკუნის მანძილზე ტფილისის ცნობილ მერთა უმრავლესობა სომხები იყვნენ.
 იმედია, რომ ქართველები არ აჰყვებიან ამ იდიოტებს და პატივს მიაგებენ როგორც საიათნოვას, ისე სხვა ნორმალურ სომხებს...
Г.В.Вейденбаум в своем «Путеводителе по Кавказу» говорит, что «в этногра­фическом смысле Тифлис есть и кажется был с отдалённых времен городом армянским». (Тифлис, 1916 г. стр. 165).В книге С.Карапетяна «Мэры Тифлиса» сказано, что на протяжении почти восьми веков сорок пять из сорока семи известных мэров Тифлиса были армянами. Иначе говоря, во все времена город управлялся мэрами-армянами,
Юрий Цатурян: Куда девалась дореволюционная грузинская толерантность?

Приступая к предлагаемой теме, я некоторое время испытывал колебание и опасение быть неправильно понятым, заподозренным в предвзятости. Но вспомнилась грузинская пословица: «Друга брани в глаза, недруга за глаза», подкрепившая решение высказать, то что думается, без всяких околич­ностей.
Размышляя о Грузии или Тбилиси, невозможно обойти вопросы, касающиеся его истории, ибо история города складывается из событий, которые в нём прохо­дили, его жителей и их вклада в строительство и развитие города. Сегодня эти вопросы стали предметом споров, а иногда и откровенных домыслов. Не оспариваем древнее происхождение Тбилиси, но тот город, который мы видим се­годня, за исключением нескольких церквей, – вновь отстроенный город. В отли­чие от других этапов истории города, можно очень подробно отследить XIX век, потому что осталось много документов этого периода и разговор может быть предметным.


Вопросы межнациональных отношений, на мой взгляд, особенно остро всплывают в тот момент, когда различных проблем больше чем достаточно, и надо пе­реправить недовольство народа в другое русло или создать для подрастающего поколения новую, удобную очередным правителям легенду. Все это очень известные ходы и ничего нового в них нет. Как мы видим, в Грузии, после достижения независимости, события происходят по вышеуказанному шаблону, что приводит к усилению напряженности между грузинами и национальными меньшинствами Грузии. В нашей статье пойдет разговор об армяно-грузинских отношениях.

Вопрос, вынесенный в заголовок, напрашивается, когда вспоминаешь, что в промежутке между 1874 и 1917 годами из одиннадцати тифлисских градоначальников девять были армянами и лишь один грузин. В последнем предреволюционном составе Тифлисской городской Думы из 77 членов 52 были армянами и лишь 8 грузин (см. Тбилисский муниципальный календарь за 1917 г.). В книге С.Карапетяна «Мэры Тифлиса» сказано, что на протяжении почти восьми веков сорок пять из сорока семи известных мэров Тифлиса были армянами. Иначе говоря, во все времена город управлялся мэрами-армянами, будь-то в период расцвета Грузинского царства, или во время персидского, турецкого или русского владычества. Г.В.Вейденбаум в своем «Путеводителе по Кавказу» говорит, что «в этногра­фическом смысле Тифлис есть и кажется был с отдалённых времен городом армянским». (Тифлис, 1916 г. стр. 165).
Можно ознакомиться со следующими данными (население показано в тысячах):

1861 год: Русских – 20,5. Грузин – 24,8. Армян – 47,4
1876 год: Русских – 22. Грузин – 24,2. Армян – 41
1897 год: Русских – 26,8. Грузин – 27,7. Армян – 32
1910 год: Русских – 22. Грузин – 17,7. Армян – 40,9
1914 год: Русских – 22,8. Грузин – 22,8. Армян – 37,7

Выжить в тех условиях могли только люди, владеющие каким-либо ремес­лом, предприимчивые, трудолюбивые.
Первые результаты такого подхода дают о себе знать уже в середине XIX в. Одно за другим открываются вначале небольшие предприятия, а потом и более крупные. Имена предпринимателей становятся из­вестны горожанам уже не только как имена владельцев фабрик, заводов и предприя­тий обрабатывающих сельхозпродукты, но и как меценатов и благотворителей. Процент армян-предпринимателей очень велик, в некоторых отраслях они за­нимают практически все позиции, в других, как правило, их процент очень высок. Крайне мало видов деятельности, где армяне не представлены. Нет ничего удивительного и в том, что они были широко представлены в городском управлении, как указано выше. Предприниматели, купцы, банкиры, врачи, педагоги, сотни имен, которые известны всему городу и далеко за его пределами.

Политическая элита Грузии до сих пор всячески препятствуют участию ар­мян в политической жизни. Доступ к процессу принятия решений максимально ограничен. При президенте Гамсахурдия в грузинском парламенте было семеро армян. При Шеварднадзе – пятеро. Сейчас – всего трое. В самостийной Грузии в парламенте никогда не было больше 2% армян от общего числа депутатов, при том что армянская об­щина составляет 7%. Сейчас никто из тбилисских армян не решается даже думать о том, чтобы общи­на могла выдвинуть своего кандидата на пост мэра. Тем самым проигнорированы не только интересы армянской общины, но и вклад армян в развитие города Тбилиси.

Поговорим о способах переписывания истории в Грузии и сравним их с Азербайджаном. Эти способы и в Грузии, и в Азербайджане изощрённые, но разные.

В Баку были периоды истории Азербайджана, когда историю делали армяне, русские и евреи – это период с конца XIX века до середины XX века. Подтверждением данному факту является высказывание известного азербайджанского режиссера Р.Ибрагимбекова, который признал: «развитие нашей (азербайджанской) интеллигенции началось только в 60-е годы». Все, что было сделано не азербайджанцами за указанный период в таких отраслях как нефтяная про­мышленность, архитектура и другие области народного хозяйства просто не нашло отражение на страницах Большой Российской Энциклопедии от 2007 г. в разделе «Азербайджан», хотя этот раздел охватывает 17 страниц.

Грузия представлена в БРЭ на 26 страницах, и в большинстве страниц фигурируют до 100 грузинских фамилий. Однако, на всех этих страницах представ­лено всего с десяток армянских фамилий. Вообще в разделе «Грузия XIX – начале XX века» ни слова об армянах и ни одной армянской фамилии. Хотя, напомню, Г.В.Вейденбаум считал что «Тифлис того времени есть и кажется был с отдаленных времён городом армянским». На двух страницах про Грузинскую Православную Церковь лишь один раз зву­чит слово «армянская» – «Окончательный разрыв грузинской церкви с монофизической армянской церковью относится к началу 7 века», хотя в Грузии находится всего 54 церкви, из коих только 25 грузинские. Просто вычеркнули ведущую роль армян в народном хозяйстве, культуре, науке в дореволюционной Грузии. И как не назвать такую информацию «бредом сивой кобылы». Удивляет еще то, как может редакция БРЭ принимать такую явную дезинформацию.

Тифлисские армяне дали миру выдающихся знаме­нитостей, которыми гордилась бы любая европейская страна: Саят-Нова (псевдоним Арутюна Саядян), Арам Хачатурян, Микаел Таривердиев, Cepгей Параджанов, Виктор Амбарцумян,Тигран Петросян, Георгий Туманов, Рубе­н Мамулян, Евгений Абрамян, Абрам Алиханов, Александр Мелик-Пашаев, Габриел Сундукян, Киракос Метаксян… В Тифлисе жили, творили и похоронены Раффи (Акоп Мелик-Акопян), Ованес Туманян, Габриел Сундукян, Михаил Лорис-Меликов, Микаел Арамянц, Исай Питоев, Алек­сандр Манташев.

В Тбилиси, как и в Баку, предана забвению плеяда армянских деятелей, под­нявших статус этого города до уровня европейских столиц. Сегодня мало что осталось от армянского Тифлиса, а из того, что осталось, большинство на­ходится в плачевном состоянии.

Революция кровавым катком прошла не только по людям, но даже по па­мяти о них. В новую историческую эпоху в лагерь врагов были зачислены та­лантливые предприниматели, меценаты и общественные деятели, чьи труды немало способствовали расцвету экономики и культуры, а значит приносили пользу народу. В 1939 г. по распоряжению Берия, Ванкский Собор был разрушен и вместе с ним исчезли многие славные страницы истории армянской общины Грузии.
Ванкский собор. Начало сноса.
В существующем в Тбилиси Пантеоне Мтацминда, где похоронены выдающие­ся деятели, писатели, ученые, архитекторы и национальные герои, только один не грузин – русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов. Нет ни одного армянина. Ни одна могила мэров армян не осталась.

Поистине трагическая судьба у тбилисского Пантеона выдающихся армянс­ких литературных и общественных деятелей, в пределах которого упокоены те, кто является гордостью армянской истории XIX-XX веков. В 1936 г. по личному указанию Берия было пущено под бульдозер армянское Ходживанкское кладбище. А ведь здесь нашли упокоение представители видных армянских родов – Бебутовы, Каргановы, Сараджевы, Калантаровы, Кузановы, Амировы, Шароевы, Агаджановы, Тер-Давидовы, Бериевы, Мурадовы, Тер-Гевондяны, Амираговы, Тархановы, Тумановы, в их числе основатель Ходживанка Ашхарбек Бебутов, генерал Василий Бебутов (ум. в 1858 г.), известный поэт, первый переводчик Пушкина на грузинский язык князь Михаил Туманов (ум. в 1875 г.), организатор грузинского театрального общества и Тифлисского политехникума, редактор газеты «Новое обозрение» князь Георгий Туманов (ум. в 1920 г.), герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. генерал-лейтенант Никита Шахназарян. Здесь же покоятся виднейшие общественные деятели и корифеи армянской культуры – филолог, врач, общественный деятель, исследователь и издатель песен Саят-Новы Геворг Ахвердян (1892), поэт Акоп Агабаб (1926), поэт, прозаик, публицист, педагог Газарос Агаян (1911), публицист, критик, литературный и общественный деятель, редактор газеты «Мшак» Геворг Арцруни (1892), великий армянский классик, поэт, прозаик, литературный и общественный деятель Ованес Туманян (1923), поэт и переводчик Александр Цатурян (1917), прозаик и публицист Церенц (1888), писатель и драматург Мурацан (1908), прозаик Нар-Дос (1933), художник Степанос Нерсисян (1884), прозаик и педагог Перч Прошян (1907), романист Раффи (1888), драматург и общественный деятель Габриел Сундукян (1912), гусан и поэт Дживани (1909), композитор, дирижер и педагог Макар Екмалян (1905), историк и археолог Александр Ерицян (1902), художник Вано Ходжабекян (1922), городской голова Геворг Евангулян (1901), один из основателей партии Дашнакцутюн Симон Заварьян (1913), командир Кери (1916), писатель Баграт Айвазян, поэт Акоп Акопян (1937), один из известнейших художников-фресочников своего времени Нагаш Овнатан (1722), еще один представитель школы Овнатанянов – Мкртум (1846), актер, народный артист Армении и Грузии Исаак Алиханян (1946), актриса Ольга Майсурян (1931), народный герой Никол Думан (1914) и многие-многие другие.
Ходживанкское кладбище до уничтожения


Не найти сегодня в Тбилиси ни Ванкского Собора, ни могилы A.M.Манташева, и это в городе, для которого он не жалел ни сил, ни средств. На деньги Манташева в 1910 г. по проекту архитектора Газароса Сарксяна построено новое здание 3-й школы, которую он окончил. В вестибюле был установлен бюст Александра Манташева. Позже из вестибюля убрали бюст, с фасада здания исчезла памятная табличка, а надпись сбита, хотя, если приглядеться, то можно прочитать – «Манташевская торговая школа». Лишь толь­ко 30 ноября с.г. во вновь отреставрированной церкви Святой Эчмиадзин, находящейся в армянском районе Тбилиси Авлабар, открыт памятник предпри­нимателю и благотворителю Александру Манташеву, который в свое время фи­нансировал строительство этой церкви.

На Головинском проспекте Микаелу Арамянцу принадлежал «Палас-отель», который после открытия гостиницы «Мажестик» был переоборудован в кино­театр «Арфасто» – аббревиатура имен детей Микаэла Овсеповича: Арам, Флора, Анна, Согомон, Тамара (жена старшего сына), Ованес. М.Арамянц, на средства которого были построены для города больница и роскошная гостиница «Мажестик» («Тбилиси»), скончался в бедности, вы­селенный из своего дома в Сололаках. Спустя годы, на месте Ходживанкского кладбища проложили парк и могила Почетного Гражданина города Микаэла Арамянца, столько сделавшего для любимого Тифлиса, перестала существовать. Знакомая картинка. Аналогичную меру произве­ли в Баку с армянским кладбищем в 90-х, когда проложили через него магистральную дорогу.

Вычеркнут из истории города А.С.Матинов (Александр Степанович Матинянц), двенадцать лет проработавший на посту городского головы и своей деятельностью способствовавший бурному росту Тифлиса. Все свое состояние (свыше двухсот тысяч рублей) он пере­дал родному городу, ведя при этом крайне бедный образ жизни за границей.
Остатки надгробного памятника Александра Степановича Матинянца, занимавшего пост городского головы Тифлиса в 1879-1891 гг. Скончался в 1909 году в возрасте 66 лет.Фото в процессе разрушения Ванкского собора.
Современники, прощаясь навсегда с Исаем Егоровичем Питоевым, писали: «Неутомимый, бескорыстный, талантливый общественный деятель. Грандиозный памятник твоей деятельности и жизни гордо высится на Головинском прос­пекте и никогда не зарастет от него народная тропа к твоей дорогой, да­лекой могиле на Ходживанском кладбище». Увы, сегодня имя Исая Егорови­ча Питоева мало кому известно, а могила потеряна. Правда, Роберт Стуруа недавно, почтительно вспомнил Исая Питоева, армянского нефтепромышленни­ка и мецената, который построил и подарил городу один из лучших по красо­те и акустике театров мира – академический театр им Ш.Руставели.

Крестный отец атомной бомбы Кирил Иванович Щелкин (настоящее имя Киракос Ованесович Метаксян) также родился в Тифлисе. В 1982 г., почти четверть века спустя после смерти К.Щелкина, на его Родине в Тбилиси, рядом с институтом Физики АН Грузии был установлен бронзовый бюст (так полагалась тогда в отношении всех дважды, а тем более – трижды Героев Советского Сою­за). За памятным местом власти ухаживали, связью с выдающимся учёным горди­лись. В августовские дни 2008 г. бронзовый бюст был украден.

Между двумя странами, которые не перестают подчеркивать свои братские отношения, уже давно идёт бескомпромиссный спор об армянских храмах на территории Грузии. Его всячески стараются не афишировать, чтобы не пере­вести в политическую плоскость. Но шила в мешке не утаишь, тем более, если оно вонзается в столь болезненную часть большой политики, как межнацио­нальные отношения. Вообще, армяне озабочены судьбой своих церквей не толь­ко в Тбилиси, но и в регионе Месхет-Джавахетии, где они живут издавна и компактно, являясь автохтонным населением этой территории.

В последнее время грузинской стороной принимаются меры связанные с юридическим статусом церквей. Между Арменией и Грузией недавно подписан новый договор о культурном сотрудничестве. Новый договор сроком на 3 года подписан министрами куль­туры Армении и Грузии с целью продолжения армяно-грузинского культурного сотрудничества.

Как известно на территории Грузии находится около 650 армянских храмов. В Тбилиси действовали только две церкви, остальные либо снесены, либо переделаны в грузинские, либо не действуют. Возрожденный недавно храм Святой Эчмиадзин на Авлабаре (третья действующая церковь в Тбилиси) и возведе­ние армянского культурного центра при епархии – результат тесного взаимодействия руководства епархии в решении казавшихся в недалеком прошлом непреодолимых вопросов с ру­ководством столицы, Министерством культуры и департаментом Охраны памятником Грузии.

В ходе последней поездке в Армению президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что «Армения и Грузия всегда будут держаться рука об руку и думать об общем будущем, потому, что наше будущее обусловлено дружескими отношениям наших стран».


Дай Бог!
Юрий ЦАТУРЯН

No comments:

Post a Comment