May 20, 2011

მამა იოანე (აბასაშვილი)

ეს ის მამა იოანეა, რომლის შესახებაც მასალა ბლოგზე მქონდა დადებული. მან სულ რაღაც 3–4 წელიწედში ბევრი კარგი საქმე გააკეთა (მისი დამსახურებაა, რომ დღემდე ქურმუხის დიდი საყდარი მუზეუმად ვერ გადააკეთეს) ასეთი ადამიანს, ყველა ეკლესია თუ კუთხე ინატრებდა. 2006 წლის დასაწყისში, მოულოდნელად, მრევლისთვის ყოველგვარი ახსნა-განმარტების გარეშე გადაიყვანეს საქართველოში. ეს ძალზე დიდი დარტყმა იყო ქრისტიანული მისიისათვის საინგილოში. მისი გადაყვანის შემდეგ სულ უფრო და უფრო დამძიმდა მდგომარეობა და უკვე არათუ ქურმუხის დიდი საყდარი, არამედ თვით კახის ერთად–ერთ მოქმედ ეკლესიასაც კი უამრავი პრობლემები გაუჩნდა და დღეს უკვე დიდი საყდრისთვის აღარავის აღარც სცალია... p.s. ტრადიცია გრძელდება და მთელ საინგილოში კვლავ მხოლოდ ერთად–ერთი მღვდელი მოღვაწეობს.

«ГЕРЕТИ БЫЛА ХРИСТИАНСКОЙ СО ВРЕМЕН СВЯТОЙ НИНЫ»

Интервью с иеромонахом Иоанном (Абасашвили):
Город Кахи, кафедра Некресской и Геретской епархии Грузинской Православной Церкви, расположен на территории Азербайджана, в 90 километрах от границы с Грузией, в ущелье реки Курмухи. Согласно грузинской летописи «Картлис Цховреба», область Герети была крещена святой Ниной, которой Мириан, царь Картли предоставил в сопровождение войско с эриставом. Святой грузинский царь Давид Строитель присоединил Кахети-Герети к Грузинскому Царству в XII веке. В начале укрепления Советской власти в Закавказье, то есть около 1920-22 годов, этот регион отошел к Азербайджану. Некресская часть епархии осталась на территории Грузии, а Геретская  оказалась в Азербайджане. Мы беседуем с настоятелем храма святого Георгия в Кахи — иеромонахом Иоанном (Абасашвили).
- Отец Иоанн, Вы служите в необычайно древнем регионе Грузинской Православной Церкви…
- Герети была христианской со времен святой Нины. Там действовали храмы, епископские кафедры. Сохранились многие летописные и исторические источники с описанием этих мест, например хроника 1310 года, рассказывающая о поездке епископа Кирилла (Донаури) по своей Гиш-Курмухской епархии, названной так по имени села Гиши, расположенного в девяноста километрах от Кахи по направлению к Баку, и ущелья Курмухи.
В деревне Гиши, где раньше находилась епископская кафедра, около города Шеки (бывшего Нухи) в горах, сейчас отреставрирован на средства одного норвежского фонда храм V-VI века в честь Пресвятой Богородицы и обращен в музей. Реставрацию проводили азербайджанские специалисты и выполнили ее очень хорошо, хотя и не увенчали храм крестом. Удручает то, что захоронения в храме и при храме закрыты стеклом, и все кости обнажены для рассмотрения экскурсантами. Такого ни в одной религии нет! В этом храме, естественно, не может быть и речи о проведении регулярных богослужений — в городе Гиши сегодня нет ни только христиан, но даже и грузины не живут на расстоянии ближайших девяноста километров! Правда иногда мы приходим туда, приносим свечи, нас хорошо принимает директор «музея». Однажды мы с его разрешения отслужили молебен. Представляете, а раньше здесь была кафедра Гиш-Курмухского епископа Грузинской Православной Церкви! В Герети христианских храмов много, в основном древние, однако в азербайджанских буклетах для туристов, ни для одной церкви не указано посвящение. А там есть такие святыни, как, к примеру, монастырский комплекс святой Нины в Леките…
- Отец Иоанн,  расскажите немного о себе и о том, как Бог привел Вас в Кахи.
- Я родился в Тбилиси и там окончил школу. Затем поступил в Московский Технологический Институт Легкой Промышленности (сейчас — Университет Дизайна) на Новокузнецкой. В Москве жить в то время без прописки было тяжело. Соседи по коммуналке предложили работать дворником за комнату. Я прожил тринадцать лет неподалеку от Елисеевского магазина и на четвертом курсе уже стал опытным дворником на Тверской, проработав там два года до получения производственной травмы — перелома ноги.
В 1997 году мой друг Юрий (ныне покойный) предложил мне отправиться в Оптину пустынь на праздник прославления Оптинских старцев. Тогда я не придавал особого значения этому событию, но просто мне нравилось путешествовать по монастырям, храмам и историческим местам. Мой друг был уже воцерковленным человеком и окормлялся у отца Илия из Оптиной.
В монастыре я впервые в жизни исповедался у отца Илия и стал его духовным чадом. Из Оптиной уехал с молитвословом и измененной душой. Так началась моя церковная жизнь. Почти каждую неделю мы приезжали в Оптину. А когда устроились работать по специальности и стали заниматься экологической деятельностью — экологией жилья, то приходская жизнь продолжилась уже в Москве. Ходили в Елоховскую церковь, Даниловский и Сретенский монастыри. Чаще всего я бывал в Сретенском, расположенном недалеко от моего дома.
Курмухское ущелье
Курмухское ущелье
Курмухское ущелье
В 2000 году Великим Постом, приехав в Оптину, я сказал батюшке, что хочу стать монахом. Он благословил вернуться после Пасхи и обещал сказать, в какой монастырь мне поступить. После Пасхи он отправил меня на родину за благословением Святейшего Патриарха Илии. Патриарх благословил меня к отцу Ефимию (сейчас епископ Гурджаанский и Велисцихский) —  настоятелю монастыря Иоанна Зедазнийского неподалеку от Мцхеты (стоит на вершине горы над городом Мцхета на высоте 1300 метров). Я собрал свои вещи в Москве и прибыл в Зедазени. Вскоре отец Ефимий благословил меня в Давидо-Гареджийскую Лавру послушником, где в 2002 году Великим Постом по благословению Святейшего Патриарха Илии постриг меня в монахи. А через два месяца в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси Святейший Патриарх совершил рукоположение в иеродиакона, затем первого сентября того же года — в иеромонаха и назначил в Кахи в Курмухском ущелье, где я нахожусь по сей день. Вот и все.
- Вы рассказывали, что на территории Герети сохранилось множество древних православных храмов. В них проводятся богослужения?
- В деревнях сохранилось пять целых храмов и очень много разрушенных. Богослужения пока не проводятся, однако недействующими их нельзя назвать, потому что они открыты, и люди заходят в них, молятся и ставят свечи, мы служим молебны по престольным праздникам этих церквей, совершаем крестины. Исключение составляет церковь Святой Троицы в Котокло, где мы собираемся совершить первое всенощное бдение на Троицу. Не хватает клириков. Пока в районе я один и помощников для служения в деревнях у меня нет. Из-за этого нет возможности проводить уставные службы. Да и церкви требуют реставрации.
Собор святого Георгия
Собор святого Георгия
Собор святого Георгия
Единственный регулярно действующий храм — это в Кахи, где я служу, выстроенный в XIII веке и перестроенный в конце XIX века. Он посвящен великомученику Георгию. В советские годы в храме устроили кинотеатр, а во дворе храма — гараж колхоза и автозаправку.
В 1997 г. после посещения Святейшим и Блаженнейшим Патриархом всея Грузии Илией города Кахи в храме святого Георгия возобновились богослужения. Служили до моего назначения разные священники, и постепенно восстанавливалась церковная жизнь. Затем Патриарх благословил наместника Давидо-Гареджийской Лавры и братию обители проводить службы в Кахи и окормлять местных жителей, а также трудиться над созданием монастыря. Из Гареджиийской Лавры благословили меня, и после рукоположения в 2002 году, Святейший Патриарх назначил меня настоятелем храма святого Георгия в Кахи. Незадолго до этого храм был расписан и освящен.
- А есть ли еще монахи?
- Пока я один, братии нет. Хотя есть чтецы, певчие, алтарники из местных.
- Много ли грузин проживает сегодня в Кахи?
Фреска в храме святого Георгия
Фреска в храме святого Георгия
Фреска в храме святого Георгия
- В Кахском районе живут около восьми тысяч православных грузин. Они населяют несколько деревень около города Кахи.
- Отличаются ли кахские грузины от живущих в Грузии?
- Кахские грузины - действительно грузины настоящие, а отличие у всех представителей разных уголков Грузии есть, и в языке, и в обычаях, и в песнях, и в танцах. Однако не трудно заметить, прожив здесь некоторое время, мусульманское влияние. Я не имею в виду суть христианства, но на уровне бытовых обычаев.
- Как можно охарактеризовать духовное состояние грузин Кахи?
- Духовное состояние у всех жителей СССР могло бы не быть таким плачевным, если бы не годы большевизма, но на все воля Божия. Что касается того, как грузины живут, то скажу, что как все, после развала СССР. Хотя Азербайджан - богатая страна, но в Кахи живут не так. Молодежь стремится в Грузию, где сейчас много перемен в области демократии и свободы. Христианство здешние грузины сохранили за счет подвижников этой земли: мирян, священников, монахов. Особенно христиане в Грузии пострадали в XVII веке в годы правления шаха Аббаса. Многие были высланы в Персию, где до сих пор живут. Интересно, что они говорят на языке XVII века, как рассказывал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II после посещения Ирана.
- Речь, вероятно, идет о тех более чем ста тысячах грузин, которые были принудительно в 1616 году по приказу шаха Абасса сосланы в долину Ферейдан в Иране. Они дольше века старались в окружении агрессивно настроенного мусульманского населения сохранять веру отцов и не прекращать богослужения. За преданность Православию мусульмане убили тысячи грузин, которые недавно были причислены Священным Синодом Грузинской Православной Церкви к лику святых, и празднование им совершается на Вознесение…
- Да верно!
- А как складываются отношения с азербайджанцами сегодня?
- В Закатальском районе, в пятидесяти километрах от Кахи, проживают около пятнадцати тысяч мусульман. В этих местах мне еще не удалось побывать. В целом отношения с азербайджанцами сегодня сложились дружелюбно. На праздник святого Георгия все население, даже из других районов, собирается в Кахи. Причем, приезжают не только православные, но и мусульмане (в том числе азербайджанцы, дагестанцы, грузины-мусульмане, насильно обращенные в мусульманство). После литургии в Кахи мы все вместе направляемся в Курмухский храм святого Георгия, который находится в семи километрах от города на горе, ставим свечи, просим помощи у Бога в этом святом месте. Обычно там мы служим молебен и бывают крестины. Многие хотят креститься именно в праздник святого Георгия.