November 13, 2011

ცოტა რამ პანსლავიზმზეც


რუსი რაინდი გზასაყარზე
ჩამოყალიბდა მე-18 ს.-ის ბოლოსა და მე-19 ს.-ის დასაწყისში.მისი სიმბოლოების ყველა სლავის ეროვნული დროშა და ჰიმნი "ჰეი სლავებო" რომლებიც ასევე იყო იუგოსლავიის ჰიმნი და დროშა. ჯერ კიდევ მე-17 ს-ში ხორვატი მოაზროვნე იური კრიჟანიჩი ქადაგებდა სლავი ხალხების გაერთიანებას რუსული სამეფოს მეთაურობით და ცდილობდა ყველა სლავისთვის საერთო სლავური ენის შექმნას. ცნება პანსლავიზმი პირველად 1826 წელს იხმარა ჩეხეთში იან გერკელმა. სლავ ხალხთა უმრავლესობის პოლიტიკურმა შეხედულებებმა,ფრანგული რევოლუციის და გერმანული რომანტიზმის
იდეებმა, სლავურმა ეროვნულმა აღორძინებამ მისცეს ბიძგი დასავლეთ და სამხრეთ სლავებში //ჩეხი იოზეფ დობროვსკი, სლოვაკები პაველ შაფარიკი და იან კოლარი, ხორვატი ლიუდევიტ გაი, სერბი ვუკ კარაჯიჩი და სხვ. // სლავური ერთობისა და კულტურული ერთიანობის იდეების გაჩენასა და გავრცელებას.

რუსეთის იმპერიის წარმატებებმა თურქეთის და ნაპოლეონის წინააღმდეგ ომებში ზოგ სლავ მოღვაზეს აფიქრებინა სლავების გაერთიანება რუსეთის ძალაუფლების ქვეშ.იოზევ დობროვსკი, იოზეფ იუნგმანი, ლიუდევიტ გაი ფიქრობდნენ რომ ეს სლავებს გაანთავისუფლებდა უცხოური უღლისგან. ზოგმა მათგანმა მერე შეიცვალა აზრი. 

პანსლავიზმის სხვა მომხრეები //ჩეხი ფრანტიშეკ პალაცკი და სხვ.// საჭიროდ თვლიდნენ ავსტრიის იმპერიის შენარჩუნებას და მის გადაქცევას სლავების, ავსტრიელების და უნგრელების ფედერაციად. 

პირველი საერთაშორისო პანსლავური ყრილობა ჩატარდა პრაღაში 1848 წელს. იქ ერთმანეტს შეეჯახა ორი ნახსენები კონცეფცია. მონახეს კომპრომისი და ყრილობამ მიიღო მანიფესტი ევროპის ხალხების მიმართ.

ავსტრიის იმპერიის ავსტრო-უნგრეთად გადაქცევის //1867// შემდეგ პალაცკიმ გადასინჯა თავისი შეხედულებები და მონაწილეობა მიიღო რუსი პანსლავისტების მიერ 1867 წელს მოსკოვში მოწყობილ ყრილობაში.

რომანტიული პატრიოტიზმის და დიდი პოლონური სახელმწიფოს აღდგენის იდეების გავლენის ქვეშ მყოფ პოლონელებში ერთმანეთს ებრძოდა ორი მიმართულება, ერთი პრორუსული //სტანისლავ სტაშიცი, ავგუსტ ცეშკოვსკი//  და ანტირუსული//ადამ მიცკევიჩი, ანჯეი ტოვიანსკი, კაზიმირ ბროძინსკი// რომლებიც თვლიდნენ რომ  სლავების გაერთიანებაში მთავარი როლი უნდა შეასრულოს პოლონეთმა.

რუსეთში სლავური სამყაროს თავისებურების და სლავების როგორც უმაღლესი ღირებულებების და ჭეშმარიტი რწმენა მართლმადიდებლობის მატარებელი ხალხების იდეებს 1830-ანი წლების ბოლოს ქადაგებდა მიხაილ პოგოდინი. ამ იდეოლოგიაში მნიშვნელოვანი ადგილი ეკავა იდეას სლავებს შორის რუსეთის პირველობის, მისი გამაერთიანებელი მისიის შესახებ. ანდრეი სამბორსკი, ვასილი მალინოვსკი და სხვები უკვე მეთვრამეტე-მეცხრამეტე საუკუნეებში გეგმავდნენ სლავების გაერთიანებას რუსეთის ეგიდით.სლავიანოფილები იყვნენ თურქეთის და ავსტრიის უღლისგან განთავისუფლების და სლავური ფედერაციის შექმნის მომხრეები.

1840-1850-ან წლებში რუსი სლავიანოფილები //კონსტანტინ აქსაკოვი, ალექსეი ხომიაკოვი,ივან კირეევსკი და სხვები გამოვიდნენ რუსეთის მეთაურობით მოქმედი სლავური მართლმადიდებელი სამყაროს "ავადმოფ და ურჯულო" ევროპასთან დაპირისპირების იდეით. სლავიანოფილების მოწინააღმდეგე ზაპადნიკები//ჩაადაევი,გერცენი//არ აღიარებდნენ რუსეთის განსაკუთრებულ როლს სლავებს შორის.დამარცხებამ 1853-1856 წლის ყირიმის ომში და 1863-1864 წლების პოლონეთის აჯანყებამ გაააქტიურა პანსლავისტები. 1867 წელს მოსკოვში ჩატარდა სლავური ყრილობა და გააქტიურდა სლავური კომიტეტები.

პანსლავისტები იყვნენ ივან აქსაკოვი,ნიკოლაი დანილევსკი,მეცნიერი-სლავისტი ვლადიმირ ლამანსკი. 1877-1878 წლების რუსეთ-თურქეთის ომის დროს მრავალი რუსი პოლიტიკოსი და გენერალი პანსლავისტი იყო.

პანსლავიზმი ნეოსლავიზმის ან ნეოპანსლავიზმის ფორმით აღორძინდა პირველი მსოფლიო ომის დროს. მთავარმა მოღვაწემ გრაფმა ვ. ბობრინსკიმ და  სხვა ქვეყნების პანსლავისტებმა //ჩეხმა კ,კრამარჟმა,სლოვენმა ი.გრაბარმა და სხვ.// 1906 და 1910 წლებში სლავური ყრილობები ჩაატარეს პრაღაში და სოფიაში. მიზანი იყო სლავთა შეთანხმება სავარაუდო გერმანული მუქარის წინაშე.

მეორე მსოფლიო ომის დაწყებისას აღდგა ძველი რუსული პოლიტიკა სლავების მიმართ. 1941 წლის 10 აგვისტოს ჩატარდა საერთოსლავური რადიომიტინგი.1941 წლის 5 ოქტომბერს მოსკოვში შეიქმნა საერთოსლავური კომიტეტი. სლავური კომიტეტები შეიქმნა ამერიკის შეერთებულ შტატებში,ინგლისში,კანადაში. 1946 წელს მოსკოვში ჩატარდა საერთოსლავური ყრილობა. შემდეგ ასეთივე ყრილობა ჩატარდა ბელგრადში.იუგოსლავიისა და საბჭოთა კავშირის ურთიერთობის გაფუჭების შემდეგ სლავურმა კომიტეტებმა შეწყვიტეს მოქმედება.

   ეხლა პანსლავიზმის აღორძინება მიმდინარეობს შემდეგი 3 მიმართულებით: 1955 წელს ბელგრადში დაარსდა სლავისტთა საერთაშორისო კომიტეტი. ის აერთიანებს ევროპის,აზიის,ამერიკის და ავსტრალიის  
   30-ოდე ქვეყნის სლავისტთა კომიტეტებს. 1994 წელს იუნესკოსთან სლავური კულტურის შესწავლისა და გავრცელების საერთაშორისო ასოციაციასთან შეიქმნა სლავური უმაღლესი სასწავლებლების საერთაშორისო ასოციაცია რომლის წევრებიც გახდნენ უკრაინა, ბელორუსია, იუგოსლავია, ჩეხეთი. ასოცია ფართოვდება და იღებს ახალ წევრებს და ახალ ქვეყნებს. ასოციაცია აწყობს სამეცნიერო კონფერენციებს პანსლავიზმის შესახებ,იზიდავს სტუდენტებს,ხელს უწყობს 21-ე საუკუნეში სლავური სახელმწიფოების საერთო საგანმანათლებლო სივრცის შექმნას.
  1998 წელს პრაღაში ჩატარდა მეშვიდე საერთაშორისო სლავური ყრილობა რომელმაც აღადგინა საერთაშორისო სლავური კომიტეტის მოქმედება.ყრილობამ მიიღო მანიფესტი.

  სლავური კომიტეტები შეიქმნა 12 სლავურ ქვეყანაში...2001 წელს მერვე ყრილობა ჩატარდა მოსკოვში, 2005 წელს მეცხრე ყრილობა ჩატარდა მინსკში.2001 წელს მოსკოვში ჩატარდა ბელორუსიის,რუსეთის და უკრაინის სლავი ხალხების ყრილობა.მისი ინიციატორი იყო რუსეთის ფედერაციის სახელმწიფო დუმის სპიკერი გენადი სელეზნიოვი....2002 წელს საერთოსლავური ყრილობა ჩატარდა სმოლენსკში,შემდეგ კიევში.
2009 წლის 3 ოქტომბერს პრაღაში ჩატარდა პირველი ჩეხურ-მორავული ყრილობა, ორგანიზატორი იყო  ჩეხურ-მორავული სლავური კავშირი. 

   2010 წლის 12-13 ნოემბერს კიევში ჩატარდა მე-10 სრულიადსლავური ყრილობა რომელშიც მონაწილეობა მიიღეს 11 სლავური ქვეყნის დელეგატებმა...


  უკრაინაში არის სლავური პარტია,მურმანსკში შეიქმნა მოხალისეთა პანსლავური მოძრაობა....


                                                                                                                             

Культурное и политическое течение, идеология, распространённая в государствах, населённыхславянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось в конце XVIII — первой половинеXIX веков. Символами панславизма считаются Национальный флаг всех славян и гимн «Гей, славяне» 

Панславизм Центральной Европы
Ещё в XVII веке хорватский мыслитель Юрий Крижанич выступал за единство славянских народов во главе с Русским Царством и пытался создать для славянских народов единый славянский язык.
Термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Политические взгляды большинства славянских народов, идеи Великой французской революции и немецкого романтизма, славянское национальное возрождение — факторы, которые привели к появлению среди западных июжных славян (Йозеф Добровский (чех), Павел Шафарик, Ян Коллар (словаки), Людевит Гай (хорват), Вук Караджич (серб) и другие) идей славянского единства и культурной общности.
Успехи Российской империи в войнах против Турции и наполеоновских войнах послужили причиной тому, что некоторые из славянских деятелей сформировали идеи о политическом и языковом объединении славян под властью России, считая, что это поможет славянским народам в борьбе против иноземной власти (Йозеф Добровский, Йозеф Юнгман, Людевит Гай и другие). Некоторые из них позже поменяли свои взгляды (Людевит Гай, Людевит Штур, Карел Гавличек-Боровский). Другие сторонники панславизма, главным представителем которых был чех Франтишек Палацкий, выступали за сохранение Австрийской империи и за превращение её в федерацию славян, австрийцев и венгров.
В 1848 году в Праге состоялся первый международный славянский съезд. На съезде столкнулись две упомянутые выше концепции. В результате был найден компромисс. Съезд принял манифест к народам Европы.
После превращения Австрийской империи в Австро-Венгрию (1867) Ф. Палацкий пересмотрел свою концепцию и принял участие в организованном российскими панславистами Славянском съезде 1867 годав Москве. Среди поляков, которые находились под сильным влиянием романтического патриотизма и идей о восстановлении великой Польши, идеи панславизма породили два течения: пророссийское (Станистав Сташиц, Август Цешковский) и антироссийское (Адам Мицкевич, Анджей Товянский, Казимир Бродзинский), которые считали, что главную роль в объединении славян должна играть Польша.

Панславизм в России
Михаил Погодин К. С. Аксаков
В самой России в конце 1830-х годов в работах Михаила Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении особости славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей и истинной веры — православия. В славянофильской идеологии важное место занимал тезис о главенствующей роли России среди славян, об ее объединительной миссии. Проекты политического объединения славян под эгидой Российской империи разрабатывались ещё в XVIII—XIX веках Андреем Самборским, Василием Малиновским и другими. Славянофилы были сторонниками освобождения славян от османского и австрийского владычества и создания славянской федерации.
Российские славянофилы в 1840—1850-х годах — Константин Аксаков, Алексей Хомяков, Иван Киреевскийи другие — выступили с идеей противопоставления славянского православного мира с Россией во главе «больной», безверной Европе. Противники славянофилов — западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен) — не признавали особой роли России среди славянских народов. Поражение в Крымской войне 1853—1856 годов, Польский сепаратистский мятеж 1863—1864 годов вызвали активизацию российских панславистов, которое вылилось в проведении Славянского съезда 1867 года в Москве и деятельности славянских комитетов.
Панславянские идеи занимали важное место в теоретических изысканиях Ивана Аксакова, Николая Данилевского, научных разработках учёного-слависта Владимира Ламанского. Наибольший политический вес панславизм имел в 70-х годах, особенно в период русско-турецкой войны 1877—1878 годов, когда дело дошло до реальных внешнеполитических действий. Ряд представителей государственных вооружённых сил России — князь Владимир Черкасский, генералы Михаил Черняев, Михаил Скобелев,Ростислав Фадеев — были сторонниками панславизма.

Панславизм в XX веке
В конце XIX века идеи панславизма значительно потеряли свою популярность. Они возродились передПервой мировой войной 1914—1918 годов в форме неославизма (или неопанславизма). Российские неослависты (главный деятель — граф В. Бобринский вместе с деятелями других славянских стран (чех К. Крамарж, словенец И. Грабар и др.) провели славянский конгресс в Праге (1906 г.) и Софии (1910), чтобы достичь межславянского сближения перед возможной немецкой угрозой.
С началом Великой Отечественной войны 1941—1945 годов была восстановлена старая российская политика по славянам. 10 августа 1941 г. начался Всеславянский радиомитинг, а 5 октября 1941 в Москве был создан Всеславянский комитет. Славянские комитеты возникли в США, Англии, Канаде. После первого Всеславянского съезда в Москве в 1946 г. прошёл славянский конгресс в Белграде, куда съехались делегаты со всех славянских стран. После обострения отношений между Югославией и СССР все славянские комитеты прекратили свою деятельность.
Идею всеславянского единства развивал польский неоязычник Ян Стахнюк.

Панславизм и современность
Существует мнение, что нынешняя политическая ситуация в славянском мире характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма, но зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу. Такая точка зрения базируется на официальной политике ряда славянских государств, и на том, что в настоящее время большинство славянских стран входит в НАТО, ЕС, ВТО и другие военно-политические и экономические блоки. Однако, такой политический курс устраивает далеко не всех. Некоторые считают, что НАТО, ЕС все активнее противостоят славянскому миру. Это способствует возрождению панславизма практически во всех славянских странах. Возрождение панславизма идет по следующим трем направлениям.
1. Научно-образовательному. В 1955 г. в Белграде учреждён Международный комитет славистов (МКС) — научная организация, объединяющая национальные комитеты славистов около 30 стран мира четырёх континентов (Европы, Азии, Америки, Австралии). В 1994 г. создана Международная ассоциация славянских Вузов в составе Международной ассоциации исследования и распространения славянской культуры при ЮНЕСКО. В ассоциацию вошли Россия, Украина, Беларусь, Югославия, Чехия. Ассоциация расширяется и включает новых членов и новые страны. Ассоциация организует проведение научных конференций по панславизму, привлекает к этому студенческую молодежь, содействует созданию единого образовательного пространства славянских государств в XXI веке.
2. Общественному. В 1998 г в Праге в год и день 150-летия первого славянского съезда состоялся VII международный славянский съезд, восстановивший деятельность международного славянского комитета. Съезд также принял манифест.
Были также созданы славянские комитеты в 12 славянских странах. Затем в 2001 г. VIII съезд состоялся в Москве. а в 2005 г. IX съезд в Минске. 1-2 июня 2001 г. в Москве состоялся Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины. Инициатором проведения Собора выступил спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев. Противники панславизма критикуют это и другие подобные мероприятия за декларативность и слабое влияние на официально проводимую политику, но признают их значимость. Так, например, «Независимая газета» писала: «С узкополитической точки зрения ценность подобных мероприятий, как правило, невысока — все их решения и постановления имеют декларативный характер. Однако смысл этого съезда, как и большинства аналогичных действ, лежит в несколько иной плоскости — прежде всего в выстраивании общего „психологического пространства“».
Затем Славянский собор состоялся в Смоленске 24 июня 2002 года.Третий Славянской собор 24-25 апреля 2009 г. в Киеве. 3 октября 2009 года в Праге прошёл первый Чешско-моравский славянский съезд. Организатором съезда выступил Чешско-моравский славянский союз (ЧМСС).
12-13 ноября 2010 года в Киеве состоялся Х -й Всеславянский съезд. Он собрал более 350 делегатов из 11 славянских стран.(140 иностранных делегатов, остальные с Украины) В съезде приял участие иВсеславянский Собор Николая Кикишева. Съезд официально приветствовали Председатель Верховного совета Украины Владимир Литвин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Таким образом, Славянское движение уже начинает получать поддержку на Государственном уровне. Съезд избрал председателем Международного славянского комитета (МСК) — Николая Лавриненко. Прежний председатель Ян Минарж избран его первым заместителем. Почетным председателем был вновь избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Съезд принял обращение к белорусскому народу, в котором осудил выделение западом значительных средств на так называемую «поддержку демократии».
Данное направление является самым слабым из трех и, по сути, только рождается.
В ряде стран возникли славянские партии. Но реального влияния на политику своих стран они не оказывают. Более влиятельным является Славянский парламентский союз. Славянский Парламентский союз создан в соответствии с решением VII Всеславянского съезда, состоявшегося в Праге в июне 1998 года. Тогда же в зале заседаний Палаты депутатов Парламента Чешской Республики состоялось его первое заседание. Второе заседание СПС прошло в марте 1999 года в Белграде в зале Союзной Скупщины Югославии, третье — в апреле 2001 года в Москве в Государственной Думе Российской Федерации. В настоящее время постоянная штаб-квартира Славянского парламентского союза находится в столице Беларуси. Сессии проводятся достаточно регулярно. Задачей союза является координация действий парламентариев славянских государств. В работе сессий принимали участие представители депутатского корпуса Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Украины, Белоруссии, России, Приднестровья.
На Украине, существует и действует Славянская партия, явившаяся одним из учредителей международного объединения Всеславянский Собор В Мурманске создано Панславянское Национальное Добровольческое Объединение (ПНДО). На данный момент существует в Мурманске и планируется открытие официального филиала в Киеве. В Словакии ведет активное действие и реализацию панславянских идей Словацкое движение возрождения, является членом Всеславянского Собора В Чехии существует, Чешско-Моравский славянский союз, входящий в международное объединение Всеславянский Собор.

No comments:

Post a Comment